PDA

Просмотр полной версии : Четыре Благородные Истины о «Парадоксах»


Самарец
30.12.2012, 21:24
Это моя статья, опубликованная в декабрьском номере "Русского охотничьего журнала". В Самаре этот журнал мало кто знает, разве что "ганзовцы", т.к. это практически охотничий журнал ганз.ру -главным редактором Михаил "kiowa" Кречмар, половина редколлегии и авторов - тоже с ганзы... Купить его в Самаре пока негде. Начнут, вроде как продавать с нового года, но с какого месяца и в каких точках - пока не знаю. Старые номера можно посмотреть на сайте, а вот декабрьский пока недоступен. Поэтому - дай, думаю, выложу. Интересно ваше мнение. Тем более, что здесь могу выложить полную версию, в журнале ее сократили почти наполовину.

Самарец
30.12.2012, 21:25
Четыре Благородные Истины о «Парадоксах».

Тема сверловки «Парадокс» остается актуальной, пока существуют ограничения на использование полноценного нарезного оружия. Но те нарезные чоки, которые продаются и используются сейчас — это чисто пулевое оружие, которое, на самом деле, немного общего имеет с тем, чего хотели добиться конструкторы и мастера от «Парадоксов» в конце XIX - начале XX века. А хотели они того, что можно, наверное, назвать оружейной Нирваной — воплощенного в одном ружье совершенства. Неслучайно, наверное, вся история создания и развития этого оружия неразрывно связана с Индией, родиной буддизма. А потому и рассказ о классических «Парадоксах» уместно изложить в виде основных положений этой религии - Четырех Благородных Истин:

Первая Благородная Истина о Страдании.

Жизнь есть страдание, а страдание может иметь разные причины – например, невозможность стрелять с одинаковым успехом и пулей, и дробью из одного и того же ствола. От этого страдали, в частности, британские колонизаторы и примкнувшие к ним магараджи Индии. К 80-м годам XIX века они уже перешли на казнозарядные штуцера, предпочитая экспрессам крупные калибры, от 12 до 8. В джунглях, где, как писал Джеймс Форсит, «каждый второй выстрел – до 25 ярдов, каждый второй из оставшихся – до 50, и никогда не приходится стрелять дальше ста», особая настильность ни к чему. Зато плотность веток и лиан несколько выше, чем в среднем по планете, а, как известно, чем тяжелее и медленнее пуля, тем сложнее ее сбить с траектории. Но вот для стрельбы дробью эти штуцера были совершенно непригодны. И дело не только в нарезах, та же овальная сверловка Ланкастера несет дробь не хуже цилиндра - стрелять влет из тяжелого, короткоствольного, с винтовочным балансом ружья не очень просто. Поэтому охотники страдали, ностальгируя по старым временам, когда любую дичь от носорога до фазана стреляли из одной и той же гладкоствольной шомполки – и почему этот хваленый технический прогресс не способен дать ничего подобного?

Прогресс явился в лице полковника Фосберри и его простой, но гениальной идеи – если для стабилизации пули достаточно всего пары дюймов нарезов, то почему бы не сделать их только в дульном сужении, да так, чтобы они попутно выполняли и функцию чока? Характерная особенность этой сверловки — несимметричные грани нарезов, из-за чего ствол в поперечном сечении похож на храповик (что и отражено в английском названии, “ratchet rifling”). Предполагалось, что такой профиль не только позволит лучше «поймать» входящую в нарезы на полной скорости пулю, но и будет меньше разбрасывать дробь; для этой же цели поля нарезов делали широкими, цилиндрическими. В самом распространенном варианте «Парадоксов» 12 калибра диаметр гладкой части ствола равнялся 18.7 мм, калибр по нарезам – 18.5 мм, по полям – около 18 мм, длина нарезов – около 50 мм, шаг 1 оборот на 700-900 мм. Несмотря на высказываемые сомнения в том, что эти нарезы способны придавать пуле вращение, на практике тяжелая коническая пуля, которая из гладкого ствола бы кувыркалась, из нарезного чока летит как положено.

Однако, в полном соответствии с основными принципами буддизма, своим действием полковник только вызвал новые страдания – особенно среди советских охотников, которых обстоятельства вынуждали ограничивать себя одним ружьем. Для них «Парадокс» казался отличным выходом из положения. «Эти ружья» - писал В. В. Гринер - «бьют дробью средне - лучше, чем обычный дробовик с цилиндрической сверловкой, но хуже, чем ружье с хорошими чоками - а конической пулей точно до ста ярдов». В отечественной литературе эта фраза трансмутировалась в общеизвестную мантру «дробью, как средний чок, пулей – как штуцер». Охотники (и оружиеведы, такие, как Блюм и Шишкин) увидели в «среднем чоке» «получок» (а получок – значит, почти чок, особенно если с контейнером и крахмалом), а при слове «штуцер» представляли нечто вроде трехлинейки. Естественным результатом этой иллюзии становилось страдание от неудовлетворенного желания обладать таким чудо-ружьем.

Впрочем, удовлетворение желания, как и предупреждал Гаутама Будда, только вызывает новые страдания. «Парадокс», если и попадал каким-то чудом в руки рядового советского охотника, решительно отказывался нести дробь «почти как чок», а пулю – «как трехлинейка». Во-первых, поскольку в принципе на это не способен, а во-вторых, патроны, снаряженные по последнему слову техники конца XX века, с быстрогорящими бездымными порохами, подкалиберными пулями и пластиковыми пыжами-контейнерами, как правило, не в состоянии дать даже и того, что обещал Гринер.

Вторая Благородная Истина о Причине.

Причиной страданий, как известно, являются желания. В частности, желание во что бы то не стало удовлетворить потребности потребителей, которое всегда было характерно для фирмы Голланд и Голланд. В 1885 году, на момент приобретения прав на патент Фосберри, эта фирма уже была номером один в Британии в номинации «нарезное оружие». Ответственность за это целиком лежит на Генри Голланде, племяннике и наследнике основателя фирмы Харриса. В отличие от дяди, который был в свое время известным садочным стрелком, Генри больше увлекался пулевой стрельбой. В результате этого увлечения, на сравнительных испытаниях винтовок, организованных в 1883 году журналом «Филд», Голланд и Голланд выиграли нокаутом почти во всех номинациях. Но и деловое чутье у Генри было дай Бог каждому – приобретя полные права на патент Фосберри, его фирма на 14 лет взяла под контроль новое и модное направление.

Разумеется, конкуренты не дремали. Не успел истечь патент Фосберри, как британские оружейники нашли несколько способов его обойти. Так, сразу несколько фирм, в том числе Джеффри и компания Army&Navy, предлагали «ружье для джунглей» (“The Jungle Gun”). Ружья этой системы имели нарезы по всей длине ствола, прямые от патронника и приобретавшие прогрессивное вращение на последних нескольких дюймах. Фирменная сверловка Ланкастера нарезной формально не является, что дало возможность делать модель «Колиндиан», которая, по сути, была тем же «Парадоксом», но с овальной сверловкой. Когда же действие патента закончилось, импровизировать на тему Фосберри начали все кому не лень. Поскольку право на торговую марку «Парадокс» осталось за Голландами, названия приходилось придумывать свои: Когсвел и Харрисон назвали свой вариант «Космос», Ригби – «Ball and Shot», Бланд – «Vice Versa», Ланг – «Африндия», и т.д. и т.п. Однако, принципиально нового никто предложить не смог.

Никто, кроме конструктора фирмы Вестли Ричардс Лесли Тейлора с моделями «Эксплора» и «Фавнетта». В какой-то момент, между фирмами Вестли Ричардс и Голланд и Голланд разгорелось даже нечто вроде гонки вооружений. В «Эксплоре», за счет применения бездымного пороха, начальную скорость удалось поднять до 360 м/с. У Голландов уже был готов ответ в виде «Нитро-Парадокса» с теми же характеристиками, и обычными симметричными нарезами типа Энфилд вместо сверловки Фосберри. Следующий вариант «Эксплоры», с приставкой «Супермагнум», вплотную приблизился к показателям нитроэкспрессов. Пулю весом в 47 граммов (в 12 калибре), с неплохим баллистическим коэффициентом за счет баллистического наконечника из бронзы, удалось разогнать до 450 м/с. Чтобы добиться такой скорости, не выходя за рамки разумного в плане давления, потребовалось использовать бинарную навеску из двух разных сортов пороха. Именно это ружье показывало те результаты, которые современные охотники склонны считать бабушкиными сказками - шесть пуль из шести в квадрат 10 на 10 дюймов (площадь убойной зоны благородного оленя) на 300 ярдов. Однако, это не сказки, а хорошо задокументированный факт.

Голланд и Голланд повторили эти показатели, применив для разнообразия баллистический наконечник из алюминия, а не бронзы. Однако, результатом этих экспериментов стали только лишние страдания — уже для производителей. Патроны с пулей Лесли Тейлора и бинарной навеской оказались слишком сложными, капризными и дорогими для реальной жизни. Как, впрочем, и «Парадоксы» в целом. По трудоемкости они не уступали штуцерам, поскольку для того, чтобы получить удовлетворительный бой дробью, вход в нарезы приходилось доводить через контрольный отстрел. Да и мода на пуледробовое оружие довольно быстро пошла на спад; после 1-й Мировой только Голланд и Голланд возобновили прием заказов на «Парадоксы», но к 30-м годам сдались и они.

Третья Благородная Истина о Прекращении.

Прекращение страданий, как известно, основывается на осознании истины. Истина же заключается в том, что «Парадокс» - это штуцер. Бой дробью у этих ружей весьма посредственный. Современные пользователи обычно описывают его в несколько уклончивых терминах, «где-то как цилиндр с напором». Основных потребителей «Парадоксов» это вполне устраивало, подстрелить для разнообразия пару цесарок или павлинов и этого хватит, а те, кто до того пытался делать это из штуцеров, боем «Парадоксов» были просто-таки восхищены. Но за всю историю этого оружия не нашлось ни одного энтузиаста, который предпочел бы, имея выбор, нарезной чок обычному для стрельбы дробью. В конце концов, винтовки отличаются от гладкостволок не только нарезами в стволе и прицельными приспособлениями, а также по характеристикам ложи, балансу, общему строю ружья. И если судить по этим, вторичным, так сказать, признакам, то подавляющее большинство «Парадоксов» изготавливалось именно как пулевое, а не дробовое оружие.

Во-вторых, характеристики крупнокалиберного штуцера, которые повторяют «Парадоксы», далеки от того, чего ждет современный охотник от нарезного оружия. В классическом варианте начальная скорость составляет всего 320 м/с при массе пули в 48 граммов; траектория пули, соответственно близка к минометной (см. таблицу). Кучность «Парадокс», если не расстрелян, должен давать не хуже 3-4 МОА на 100 метров, чего для его задач вполне достаточно – мимо слона не пролетит. Большинству изначальных заказчиков «Парадоксов» ничего больше и не надо было. Однако, у «Парадокса» есть существенное преимущество перед штуцером того же калибра — масса. В гладком стволе пуля встречает меньшее сопротивление, поэтому ее можно разогнать до той же скорости при меньшем давлении. Меньшее рабочее давление означает, что от ствола не требуется той же прочности, следовательно, его можно сделать меньшего веса. На практике, если штуцер 12 калибра весил не меньше 4.5 кг, то «Парадокс» того же калибра выходил на килограмм легче.

Однако, «Парадоксы» 10 и 8 калибров, чтобы удержать отдачу в рамках приличия, приходилось делать той же массы, что и штуцера, а стрелять птичек из монстра весом 5-7 кг немного найдется охотников. Тем более, что разница в диаметре гладкой частью ствола и калибром по нарезам, которая на деле и обеспечивает эффект дульного сужения, во всех калибрах равна 0,25 мм, чего для крупнокалиберного оружия явно недостаточно. С другой стороны, глубина нарезов не может быть меньше тех же 0,25 мм; а этого в 20 и 28 калибре слишком много относительно канала ствола — в результате даже у «Фавнетт» с их тремя нарезами дробь разбрасывает слишком сильно. В одном издании указывается, что «Фавнетта» 28 калибра дает «прекрасный» бой дробью… на дистанции до 25 метров, что сложно признать достаточным. А как чисто пулевое оружие малокалиберные «Парадоксы», практически повторяющие показатели экспрессов .577 и .500 калибра, не могли конкурировать с винтовками под бездымный порох. По этим причинам подавляющее большинство «Парадоксов» были 12 калибра.

Четвертая Благородная Истина о Пути.

Путь к оптимальному патрону для старого «Парадокса» сейчас лежит через повторение современных ружью боеприпасов. В дробовых патронах эксперты фирмы Голланд и Голланд рекомендуют, во-первых, не увлекаться высокой начальной скоростью, не превышая старые показатели дымного пороха в 360 м/с. Во-вторых, стоит отказаться от пластиковых контейнеров в пользу войлочных или древесноволокнистых пыжей. В-третьих, предпочтительна твердая дробь, которая меньше повреждается при встрече с гранями нарезов.

Прежде чем стрелять пулей, необходимо точно знать внутренние размеры обоих стволов, поскольку разновидностей «Парадоксов» было немало. Диаметр пули должен быть не больше диаметра гладкой части ствола и не меньше калибра по нарезам. Масса пули и заряд пороха, под который сведено данное ружье, как правило, проставлены среди прочих клейм на подушках стволов. Даже самая тяжелая из доступных сейчас пуль для нарезных чоков окажется, скорее всего, слишком легкой. Обязательно заполнение канавки между двумя ведущими поясками пули смазкой. Рекомендуется также не завальцовывать гильзу, а обжимать ее край так, чтобы он заходил в канавку на пуле.

«Парадоксы», как правило, менее капризны в плане сведения стволов, чем полноценные штуцера и особенно «экспрессы», но в целом при их пристрелке приходится решать те же проблемы. Теоретически, чтобы точно попасть в сведение, нужно, чтобы пуля той же массы, конструкции и твердости проходила по стволу с той же скоростью и при том же давлении, что и в оригинальном патроне. На практике полностью повторить характеристики оригинального патрона невозможно, так как использовавшиеся в них пороха – особо мелкие и мощные сорта дымного, или пистолетный (рубленый) кордит – сейчас недоступны, причем не в России, а в принципе.

Однако, при помощи современных порохов (Росс Сейфред рекомендует для «Парадоксов» универсальные, применимые и в дробовых и в пистолетных патронах, пороха, такие, как Unique от Alliant) можно не только добиться хороших результатов по точности и кучности, но и получить патрон с более высокой, чем в оригинале, начальной скоростью. Это не всегда хорошая новость, потому что прицелы к старым штуцерам и «Парадоксам», как правило, не предусматривают регулировки по вертикали, а при их крутой траектории «Парадокса», даже небольшое повышение начальной скорости может привести к тому, что пули будут приходит значительно выше точки прицеливания — по сведениям Роджера Лейка, до 20 см. на дистанции 50 ярдов. Особенно неприятно это в «Парадоксах», оснащенных популярным в свое время среди охотников Великобритании «универсальным» целиком с глубокой треугольной прорезью, рассчитанной на то, чтобы утопленная мушка давала выстрел на ближнюю дистанцию, а выровненная по верхнему краю – на дальнюю.

Так что Путь любителя «Парадокса» предполагает такое погружение в непрерывный поиск совершенства, которое почти неприменимо в обыденной жизни, и рекомендуется только тому, для кого следование Пути важнее конечного результата. Альтернативой может быть заказ нового ружья, благо фирма «Голланд и Голланд» с 2006 года возобновила производство классического «Парадокса» и патронов к нему. Но ценник в 55 тысяч фунтов за ружье и 42 фунта за пачку патронов, у большинства читателей вызовет только пресловутое страдание от невозможности добиться желаемого. Поэтому стоит, наверное, послушаться буддистов и пойти самым надежным Путем — избавления от страданий через избавление от желаний, в том числе и от желания добиться хорошего боя и пулей, и дробью из одного и того же ствола.

Баллистические характеристики современного «Парадокса».

С целиком, выставленным на Падение или превышение траектории на дистанции:
25 м 50 м 75 м 100 м 125 м 150 м
50 м + 2 см 0 - 7 см - 20 см - 40 см - 60 см
100 м + 7.5 см + 10 см. + 7.5 см 0 - 12.5 см - 33 см

Лис
30.12.2012, 23:30
Читал 12 номер, покупаю в Москве, считаю что это лучший охотничий журнал у нас в стране. Покупать стараюсь все номера уже года два, Основной инстинкт,теперь Русский охотничий и приятно удивлен что есть авторы и из Самары. Статья понравилась успехов и с наступающим Новым годом всех охотников!

ProvodNick
30.12.2012, 23:55
А я думал, Вы с Ганзы ушли после того конфлмкта на Самарской ветке...Сам туда давно не хожу. Да и на Хантклубе давно Вас не видно. Рад, что не "пропали".

Корбан
31.12.2012, 01:09
Статья не закончена? или здесь вы вывесили лишь её фрагмент? не понял связи между четырьмя истинами... просто набор фактов какой-то. но почитал с интересом.

Самарец
31.12.2012, 11:14
Спасибо на добром слове :)

Лис Мне тоже этот журнал единственный из российских более-менее нравится. И это не потому, что я там печатаюсь, а объективно. Я даже авторские номера поначалу не хотел брать - думал, смысл ими квартиру захламлять, если там такая же фигня, как и везде. Оказалось - не фигня.

Если есть интерес, могу и другие статьи, как напечатанные, так и стоящие на очереди в печать, выложить. Мне так узнать мнение читателей очень важно - от этого, в конечном счете, зависит успех журнала, как бы не пафосно это звучало.

ПроводНик
Да я не столько с ганзы ушел, сколько просто не до интернета было. Сейчас вроде появилось немного и времени, и смысла сюда ходить.

Корбан
Нет, статья закончена - в двух вариантах: коротком, который в результате напечатали, и длинном, который я выложил здесь. Связь? Просто для меня все эти страдания по универсальному ружью - типа поиска нирваны в буддизме: идея, в принципе, благородная, но немного не для реальной жизни. Похоже, не получилось это передать. Возможно, и правда, укороченная версия в журнале получилась лучше.

Корбан
31.12.2012, 11:20
Если есть интерес, могу и другие статьи, как напечатанные, так и стоящие на очереди в печать, выложить. Мне так узнать мнение читателей очень важно - от этого, в конечном счете, зависит успех журнала, как бы не пафосно это звучало
конечно, интересно! выкладывайте! постараемся объективно критиковать... :) в целях улучшения качества...:)
Нет, статья закончена - в двух вариантах: коротком, который в результате напечатали, и длинном, который я выложил здесь. Связь? Просто для меня все эти страдания по универсальному ружью - типа поиска нирваны в буддизме
так может и надо было в паре строк закинуть в статью некую объединяющую, эти поиски или брожение вокруг них, нить...

а вообще очень здорово!

Самарец
05.01.2013, 08:53
А следующая статья будет такая:

ВСЕПРОНИКАЮЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА.

Настоящее искусство актуально во всех культурах, странах и временах. Вот казалось бы – где Пушкин, а где «Голланд и Голланд»? И тем не менее, Генри Голланд вполне мог бы цитировать первые строфы «Евгения Онегина», имея в виду себя.

С той лишь разницей, что его дядя, Гаррис* Голланд, уважать себя заставил задолго до того, когда не в шутку занемог. Для начала - как торговец табаком. Потом - как садочный стрелок. Это увлекательное занятие было тогда еще в зачатке, и вопрос о том, из каких ружей лучше стрелять, волновал всех энтузиастов, несмотря даже на то, что среди них была добрая половина лондонских оружейников, во главе с Перде-старшим. Стрелки, обсуждая результаты, нередко говорили о ружьях в терминах еще одной героини русской классической литературы — что, мол, вот если (условно говоря) на затвор Ланга поставить стволы Ланкастера, да все это одеть в ложу от Перде...

А Гаррис Голланд не говорил, а делал — заказывая себе ружья, он очень глубоко вникал в процесс, и не стеснялся указывать мастерам с точностью до винтика что конкретно надо делать и у каких поставщиков брать исходные материалы, предпочитая для экономии иметь дело с компетентными, но малоизвестными мастерами. Согласно легенде, получавшиеся ноунеймы вызывали у других стрелков бурю эмоций и многочисленные вопросы - в частности, сколько стоит и где такое можно заказать? Вопросы эти задавались с такой периодичность, что Гаррис подумал-подумал, посчитал прибыли-убытки, да и открыл собственный оружейный бизнес. Для этого, на самом деле, необязательно было самому быть черным поясом по пригоночно-приплоточным или дерево-осаживающим работам. Достаточно было иметь: во-первых, умение отличать плохую работу от хорошей; во-вторых, стартовый капитал; ну, и в третьих — деловую хватку. Всего этого Гаррису хватало в избытке.

Через некоторое количество времени выяснилось, что бизнес получился достаточно успешным. Хотя до первых ролей в отрасли было, между нами, было еще далеко, но прибыли поступали неплохие - побольше, чем торговля табаком (на всякий случай Гаррис первое время вел оба направления параллельно). Однако своих детей у Голланда-старшего не было, зато имелся всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных – племянник. Которого, следовательно, необходимо было к этой роли подготовить. Современный капиталист, скорее всего, на месте Гарриса отправил бы племянника-наследника прямиком в колледж, изучать менеджмент, маркетинг, или на худой конец учиться на инженера. Но Голланд-старший взял Генри подмастерьем в свою собственную мастерскую. И, как показала практика, лучше выдумать не мог.

Его пример — другим наука, но, Боже мой, какая скука... - должно быть, нередко повторял Генри в первые годы послушничества. Подмастерью в те почти средневековые времена приходилось несладко — за шанс стать когда-нибудь оружейным мастером он попадал, практически, в рабство. Ему положен был от хозяина харч, разрешали ночевать в мастерской, а платили сущие пенсы — так, в выходной (полдня в неделю) леденец на палочке купить. Работать же приходилось по 11-12 часов в день, и работа была по большей части, как тогда говорили, «обезьяньей». То есть, мастер давал подмастерью, например, заготовку для колодки и говорил: вот тут и тут снимешь по полдюйма. Закончишь — позовешь. И подмастерье зажимал будущую колодку в тиски, брал в полудетские руки подростка напильник, и пилил... пилил... пилил...

Незавидная доля для богатого наследника, который мог бы вместо этого, ну, я не знаю, играть в футбол в Регби, или грести на восьмерках в Кембридже, или иным образом вращаться пусть не в высшем, но во вполне приличном обществе. Конечно, он был не один такой – сыновья и племянники большинства мастеров по достижении четырнадцатилетнего возраста стройными колоннами отправлялись в подмастерья. Да и «обезьяний труд» занимал не все семь лет обучения. По мере овладения навыками, подмастерью доверяли все более и более сложные задачи, так что лет через пять он уже выполнял практически те же обязанности, что и полноценный мастер (только бесплатно). Генри, например, работал над знаменитой винтовкой сэра Семюэля Бейкера «Бейби» - той самой, под конические пули весом полфунта (227 грамов). И все же в первые годы, он, как и любой подмастерье, имел массу времени на размышления о самых разнообразных вопросах – надо же чем-то занять пытливый ум, пока часами превращаешь железки в опилки!

Генри думал о том, кому и зачем все это надо? В смысле, вот этот тупой «обезьяний» труд. Да, мы делаем ружья 100% вручную, но чтобы выпилить заготовку колодки из железки, не надо быть выдающимся мастером — справится и обезьяна, а лучше — машина. Разница в качестве? Простите, что Вы сказали? Вся разница между машинным ружьем и 100% хэндмейдом — на последних сотых и тысячных дюйма пригонки. Кто сточит эту последнюю десятитысячную — хороший мастер, плохой мастер, или машина — будет видно и магарадже преклонных годов. Но кто сточил все предыдущие полдюйма металла — фрезеровочный станок или подмастерье с напильником — не то что потребитель, бригада экспертов не отличит.

Поэтому, как только Генри получил статус мастера, так сразу начал планировать перевод производства на промышленные, хай-тековые рельсы. Естественно, дядя Гаррис (отродясь у верстака не стоявший), был самых честных правил и против. Не дай бог превратишься в массового кропателя — по деньгам неизвестно что выгоднее, но статус уже не тот, принц Уэльский на чай не заезжает. Поэтому для начала Генри пришлось поработать над собственной репутацией - так, чтобы дядя не боялся передать бразды правления. На это ушло девять лет – только в 1876 году Генри стал со-руководителем фирмы, чем-то вроде технического директора (отчего бизнес и был переименован из «Г. Голланд» в привычное нам «Голланд и Голланд»). Потом следовало повысить статус собственно фирмы, чтобы ему уже ничего не могло повредить – а заодно и привлечь достаточное количество заказов, чтобы оправдать модернизацию. На эту работу ушло еще больше времени - как об одной из лучших, о «Голланд и Голланд» заговорили только к середине 1880-х. И только в 1898-м, уже после смерти дяди, почти через сорок лет после первых еретических мыслей, Генри перевел «Голланд и Голланд» в новую сверхсовременную по тем временам фабрику.

Конкуренты, конечно, фыркали, только… где они теперь, эти конкуренты? Тогда как «Голланд и «Голланд» до сих пор остается одним из первых имен в охотничьем оружии. И все (ну, не все, конечно, но многое) - из ненависти к тупому «обезьяньему» труду, которую Генри выработал долгими рабочими часами в должности подмастерья.

А ведь неизвестно, как бы оно сложилось, если б дядя Гаррис послал его в колледж!

_____
* - Ну, строго говоря, он — Хэррис, или Харрис. Но и Генри — строго говоря, Хенри, и Голланд — Холланд... ну есть такая традиция, транслитерировать имена с латинской H через русскую Г, так что пусть уж будет Гаррис — для симметрии.